IT-дирекция
обречена развиваться стремительно, как никакая другая структура
аэропорта. Компьютерные технологии и программные продукты в наше время
совершенствуются настолько быстро, что за ними не успевают даже профильные
вузы. А значит наши "айтишники" просто обязаны быть
специалистами высшей квалификации.
Решить
проблему за 12 минут
В
IT-дирекции
не увидишь особых отличий от помещений других подразделений аэропорта. Столы,
мониторы. В центре зала - один
сравнительно небольшой общий экран. И не скажешь, что здесь находится «мозг»
«Пулково». Но на этот самый экран выводится информация о работе всей
инфраструктуры аэропорта. На единое табло мониторинга выводятся данные о
состоянии всех информационных систем аэропорта. Любые отклонения от нормативных
параметров незамедлительно отображаются на информационном экране
- В последнее время мы стараемся
реагировать проактивно – то есть начинать свою работу еще до того как
последствия потенциального инцидента станут ощутимы для бизнес-процессов. Даже
когда еще ничего не произошло, но зафиксировано отклонение какого либо
параметра, лучше потратить время и выяснить что это - случайное отклонение или
симптомы начинающейся аварийной ситуаций, которую еще не поздно предотвратить,
- рассказывает Алексей Золотухин, руководитель Отдела технической поддержки
информационных систем и сетей.
Но никакой мониторинг не может
предвидеть все неисправности. Случаются и внезапные отказы. В этом случае
сотрудники разных подразделений сами обращаются в IT-дирекцию.
- Например, если что-то случается на
стойке регистрации, мы должны устранить неисправность за 12 минут, - говорит
Андрей Головкин, руководитель Отдела производственных систем – Хотя это бывает
непросто. Нередко люди звонят и жалуются: «У нас ничего не работает». А нам
нужно первым делом обнаружить причину, которая может быть связана с каким-то
системным сбоем у авиакомпании, на чей рейс идет регистрация. То есть источник
проблем - за тысячи километров от нас! Но в контакте с авиаперевозчиком или
самостоятельно мы должны устранить неисправность. При этом наши специалисты
всегда вписываются в 12-минутный норматив.
- Мы почти как саперы, - уточняет
Алексей Золотухин. Аэропорт – совсем другая степень ответственности по
сравнению с ИТ-структурами рядовых компаний. Малейший сбой чреват задержками
рейсов, штрафными санкциями. Здесь в случае простоя совсем другой ущерб
бизнесу. Управление ИТ в аэропорту требует куда более быстрой реакции на
инциденты, особого подхода к устранению проблем и тщательного планирования
изменений.
Аэропорт
- город будущего
Аэропорт уникальная структура. С точки
зрения IT-технологий,
с «Пулково» в Петербурге не может
сравниться ни одна другая компания.
Местные представительства Google или Яндекс, «Вконтакте», сотовые
операторы или крупные торговые сети могут поддерживать на максимально высоком уровне какие-то
системы своего узкого профиля –
например, поисковые, или системы хранения и обработки данных. Аэропорт же
должен держать пусть не максимальную, но
все равно очень высокую планку многих глобальных систем, с которыми связана его деятельность.
«Пулково» - маленький высокоорганизованный и технически продвинутый город, в
котором есть все: IP-телефония,
высокоскоростные системы передачи данных, GPS-навигация, реклама, телевидение,
автотранспорт, инфраструктура терминала и
много чего еще.
По идее для успешного обслуживания всех
систем нужно держать много узких специалистов разного профиля. Но такой подход
сделал бы IT-дирекцию
кадрово уязвимой – в случае увольнения или внезапной болезни ценного
сотрудника, его трудно было бы заменить. Что для аэропорта очень критично –
пока один «айтишник» сумеет разобраться
в работе другого, будет потеряно драгоценное время. Поэтому дирекция пошла другим путем. Здесь
готовят взаимозаменяемых сотрудников-универсалов. Причем не только дают им
дополнительные знания, но и постоянно чередуют задачи, которые они должны
выполнять – так, чтобы человек не только в теории, но и на практике был
разносторонним специалистом.
Другая сложность – в том, что ни один
даже самый профильный вуз сейчас не готовит выпускников, которые могли бы
работать в IT-дирекции
«Пулково». Аэропорт за последние годы ушел далеко вперед по всем системам,
бизнес-процессам и технологиям. Проблема решается двумя способами.
Во-первых, любой новый сотрудник
проходит дополнительное обучение (3 месяца он только пытается понять куда и
зачем пришел). Как внутри IT-дирекции, так и на курсах повышения
квалификации в Петербурге, Москве или даже за границей.
Во-вторых, работа дирекции так
выстроена и структурирована, что и специалист не самого высокого класса в
состоянии правильно выполнять свои обязанности. Порядок действий в разных
ситуациях четко прописан. Регулярно проводятся тренировки, во время которых
имитируются нештатные ситуации.
Например, выход из строя файлового сервера, из-за чего огромное
число пользователей сразу теряет доступ к необходимой рабочей информации. Но
все данные с этого сервера регулярно сохраняются в виде резервных копий. И во
время тренировок отрабатывается процедура восстановления всей документации
файлового сервера из заранее созданной резервной копии.
Еще одно важное преимущество IT-дирекции - ее начальник Дирк Ребхан,
специалист из Германии.
- Я в аэропорту больше 25 лет, начинал
в БЕРТОС (База электротехнического обслуживания и связи). Но впервые за эти
годы у меня директор – «айтишник», а не менеджер-управленец, - говорит Андрей
Головкин. - Он реально знает работу. С ним можно разговаривать на одном языке,
как с коллегой. Ему не надо читать лекций, объяснять, что такое роутер или
виндоуз. Это очень экономит время.
На
грани фантастики
Глобально
информационные платформы и программное обеспечение меняются каждые 5 лет.
Чуть менее серьезные, но тоже значительные перемены происходят еще
чаще. Вот лишь несколько примеров:
- Всего 2 года назад информационных табло в аэропорту насчитывалось в десятки раз меньше, чем сейчас. Были они черно-белые, громоздкие, сложные и дорогие в обслуживании и управлялись вручную.
- Еще совсем недавно в "Пулково" все держалось на диспетчерской связи, к тому же она была аналоговая - зашел в подвал, и уже нет сигнала. Отныне всем правит «цифра».
- Информационные системы, которыми пользовались разные службы аэропорта, не были взаимосвязаны друг с другом. Теперь количество этих систем выросло на порядок и все они сведены воедино: в любой момент времени можно узнать количество самолетов на стоянках, задействованных людей, раций, стоек регистрации, автобусов, и т.д. Это позволяет гораздо эффективнее управлять ресурсами.
- До переезда в новый терминал базы данных всех систем хранились на 40 серверах, которые размещались в двух Центрах обработки данных (ЦОД), занимавших 2 комнаты по 20 квадратных метров, оснащенных системами охлаждения и пожаротушения. Наращивание памяти серверного компьютера занимала довольно много времени (причем его сначала надо было выключить). Сейчас, после модернизации сетей, внедрения новых платформ и виртуализации, два прежних ЦОДа трансформировались в 6 небольших стоек-шкафов. А 40 серверов оказались "запрятаны" в один мощный компьютер. Добавить же память теперь можно одним нажатием клавиши.
- Если в середине 90-х годов в службе БЕРТОС работало 300 человек, то сейчас в IT-дирекции 60, при том, что количество систем ,сервисов и оборудования (например, стоек регистрации) возросло в десятки раз.
Структура IT-дирекции:
- Отдел производственных систем обеспечивает работоспособность всего, что связано с пассажиропотоком. Это стойки регистрации, AODB, - всего 10 систем.
- Отдел информационных систем и сетей, отвечает, грубо говоря, за весь остальной общекорпоративный сегмент. На нем - сеть («фундамент», на котором выстроено большинство систем), центры обработки данных, почтовая система, система печати, корпоративная ИТ безопасность, электронный документооборот, взаимоотношения с провайдерами и т.д.
- Отдел планирования и контроля – инициирует закупки Дирекции, контролирует использование ее бюджета, решает общие вопросы Дирекции.
- Отдел экспертов. Его задача перед тем как внедрять какую-то систему, понять как она встроится в существующую IT-архитектуру и написать техзадание.
- Участок систем коммуникаций отвечает за исправную работу телефонии, радиосвязи, видеонаблюдения и кабельных линий.
- Участок систем безопасности отвечает за исправность досмотровой техники в терминале (рентгеновские установки, боди-сканеры, анализаторы взрывчатых веществ и т.д) и работу парковочного комплекса.
«Пулково» в цифрах
- 99,83 – таков усредненный коэффициент доступности всех IT-систем аэропорта в августе 2014 года. То есть любой сотрудник может войти в любую систему и она будет стабильно работать в течение этого процента времени.
- За 8 часов любому вновь прибывшему сотруднику создается стандартное рабочее месте: выдается ноутбук с пакетом корпоративного ПО, ноутбук подключается к корпоративной сети, сотрудник получает именную учетную запись и почтовый ящик, рабочее место оснащается IP телефоном.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Приглашаем вас
подписываться на официальные страницы аэропорта "Пулково" в социальных
сетях - здесь вы раньше других сможете узнавать о самых интересных и
наиболее значимых событиях из жизни Воздушной гавани Санкт-Петербурга:
Познавательно! Для меня, как для айтишника, интересно было узнать о работе коллег!:-)
ОтветитьУдалить