вторник, 14 апреля 2015 г.

История знаменитого самолета У-2

Всем известно, что самолет Николая Поликарпова У-2 сыграл большую роль в истории отечественной, да, пожалуй, и мировой авиации. На этой машине учились летному делу десятки тысяч летчиков. Дешевый в производстве и неприхотливый в эксплуатации У-2 долгие годы строился серийно.

В одной из летных школ инструктор так объяснял курсантам основные особенности конструкции машины: «Самолет У-2 состоит из палочек и дырочек. Палочки для усиления, дырочки — для облегчения».


При всей анекдотичности такое пояснение содержало рациональное зерно. Пилотажные качества У-2 тоже были уникальными. Он с трудом входил в штопор и выходил из него с минимальным запаздыванием. Рассказывают, что однажды В. П. Чкалов у земли развернул У-2 по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев.

На самом деле У-2 - плод творчества гениального конструктора Николая Поликарпова - стал не только «летающей партой» для десятков тысяч лётчиков, но и оружием, которое по ночам сводило с ума фашистских захватчиков. 


За неполных тридцать лет, начиная с 1929-го, советской авиационной промышленностью было выпущено более 33 тыс. самолетов У-2, всего же, как считается, построили почти 40 тысяч У-2 (его строили и «вне» системы авиапрома и за границей). Самолет У-2 выдержал десятки модификаций, сотни удачных переделок и видоизменений, оставил после себя практически необъятную историю эксплуатации и совершенствования, отображенную во множестве документов и фотографий. По общему количеству выпущенных самолетов У-2 (По-2) занимает второе место в мире, его опередил только самолет Cessna 172, выпуск которого составил около 43 тыс. аппаратов. Но своих современников, Ил-2 (36 тыс.) и Bf-109 (около 35 тыс.) – У-2 опережает.


В первые дни Великой Отечественной войны Советский Союз лишился множества самолётов, которые были уничтожены прямо на аэродромах. Но и без этого по качественному уровню состав советских ВВС сильно уступал немецкому, и в кратчайшие сроки приходилось находить выход из сложившейся ситуации. Так, многие гражданские самолёты были переоборудованы в боевые, и среди них был в том числе и У-2.

Поначалу У-2 применялся как связной и санитарный самолёт, но вскоре его решили переоборудовать в ночной бомбардировщик. Идея была проста: в дневное время «Небесный тихоход» не имеет почти никаких шансов провести успешный вылет, но ночью он способен «подкрасться» к цели незаметно и внезапно нанести удар.

Из У-2 было сформировано несколько подразделений, и самым известным стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, который был полностью женским. За время войны его лётчицы находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток), сбросили на противника почти 3 миллиона бомб.

Немцы называли лётчиц «Ночными ведьмами», и вообще этот полк и У-2 вместе с ним был окружён множеством легенд. Среди немецких частей этот устаревший биплан считался чуть ли не тайным оружием русских. Солдаты вермахта рассказывали друг другу, что этот летательный аппарат «под покровом ночи бесшумно подлетает к цели, зависает над ней, сбрасывает бомбы, а потом, развернувшись на 180 градусов, уходит с огромной скоростью на свой аэродром».

На самом деле бомбардировка велась следующим образом. Подлетая к цели, лётчицы приглушали двигатель, сбрасывали бомбы прямо на цель и уходили на сверхмалой высоте над лесом, почти касаясь колёсами верхушек деревьев, а если вокруг были поля, то и вовсе на высоте 1–2 метров.

ПВО противника, несмотря на то, что было снабжено специальными прожекторами, обнаружить самолёт удавалось редко, а истребители, поднятые на перехват бомбардировщика, были для него слишком быстрыми и «проскакивали» мимо или, пытаясь зайти на низколетящую цель, врезались в землю.

У-2 и их пилотам посвящены фильмы «Небесный тихоход», «И ты увидишь небо», «В небе „Ночные ведьмы“», «В бой идут одни «старики» и многие другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий